Интересы Николая Михайловича Горбова в сфере народного образования

Каждый грамотный крестьянин может обучать односель - чан, т. е. в деревнях следует организовывать двухлетние школы грамотности. Такой тезис выдвинул Н. М. Горбов в Советах учителям двухлетних деревенских школ гра - мотности ([Саратов], [1886]). Частные методические рекомендации касаются изучения ряда учебных дисциплин: Закона Божия, русского и славян - ского языков, чтения, арифметики, чистописания, пения. Н. М. Горбов однозначно утверждал, что со стороны детей невозможно добиться послушания и интереса к учебе с по - мощью строгости и наказания. Эффективными средствами достижения этих целей могут быть только личный пример, терпение, доброта и поддержка взрослого. Николай Михайлович завершал свои рассуждения важной мыслью о том, что «не ученики существуют для учителя, а учитель для учеников»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODg1NDEx